Как правильно реагировать на критику?

Как правильно реагировать на критику?

Никто из людей не приходит в восторг, услышав даже самое справедливое критическое замечание в свой адрес. Ведь критика указывает на недостатки человека, на его несовершенство, на то, что ему следует что-то улучшить или изменить в своем поведении, внешности или в работе.

Но, тем не менее, конструктивная  критика не должна сильно задевать и обижать человека, наносить удар по его самолюбию, разрушать самооценку.  Почему же многие очень негативно воспринимают критику, и даже боятся ее, даже в тех случаях, когда критикующий искренне желает добра, указывая на то, что человек вполне может исправить?

Очень часто наши друзья и близкие, которые знают, как нас задевает критика, говорят, что нам не стоит обращать на нее внимания, и, тем более, огорчаться из-за нее. Но эти фразы помогают мало. Мы не можем защитить свое самоуважения считая, что критикующий нас человек хуже нас, и вообще ничего не понимает в обсуждаемом вопросе. К тому же, зачастую это совсем не так, и не понимать этого мы не можем.

Но существуют действенные способы, научиться достойно относиться к критике, и не обижаться на нее, а делать для себя полезные выводы.

Не стоит относиться к любой критике, как к истине в последней инстанции. Возможно, что в каком-то конкретном случае правы именно вы, а не тот человек, который вас критикует. Вы должны допускать возможность такой ситуации, а не обижаться и не стараться моментально «исправиться», чтобы получить одобрение.

Конструктивная критика должна приносить пользу, а не расстраивать человека. Если критикуя, вас пытаются оскорбить, то вы вправе  предложить собеседнику перейти к более продуктивной форме выражения своих мыслей.  Если цель критикующего не добиться исправления ситуации, а указать вам на ваши промахи и унизить вас, то вы не обязаны его выслушивать.

Вы должны понять, что ошибаться имеет право любой человек, и вы не исключение.  Если вас критикуют за ваши промахи или ошибки, то это совсем не означает, что вас сочли некомпетентным неудачником, речь идет о конкретной ситуации и конкретном промахе.

Оценивать личное достоинство другого человека не имеет право никто. Критиковать и оценивать допустимо только конкретные поступки и конкретные дела.

Одно нелицеприятное высказывание в ваш адрес, вовсе не означает, что все люди относятся к вам плохо и постоянно ищут в вас недостатки. Не стоит из-за одного мнения расстраиваться и тем более впадать в депрессию.

Негативные эмоции критика вызывает практически у всех людей, но гораздо успешнее в жизни тот, кто вместо того чтобы долго переживать и пестовать негативные эмоции, начинает действовать и исправлять ситуацию.

Критика расстраивает человека в том случае,  если он воспринимает только негативную ее сторону, видит в ней отрицательный подтекст и негативную оценку собственных способностей.  Следует относиться к критике, как фактору, помогающему вам совершенствоваться, и это действительно так, если критика конструктивна, и человек воспринимает ее спокойно.

Конфликты, споры, критика, недовольство поступками и действиями других людей – это часть нашей жизни. И такие ситуации не продолжаются вечно. Конфликты сглаживаются, а люди приходят к компромиссу. В крайнем случае, всегда можно прекратить общение с человеком, который постоянно недоволен вашим поведением.

Если человек конструктивно критикует другого, то он вовсе не считает, что его собеседник ни на что не годен. Критика – это не приговор, это пожелание, которое зачастую помогает  измениться в лучшую сторону.

Если вы будете подобным образом относиться к критике, то со временем перестанете остро на нее реагировать и обижаться.  Вы научитесь отличать конструктивную критику от желания обидеть, и в последнем случае, сможете постоять за себя, а не замыкаться в себе и не переживать месяцами по поводу сказанного.